Художница в третьем поколении Марыся Лось работает в технике “ювелирного текстиля” и создает уникальные броши-птицы. Марыся рассказала ALOVAK о том, как повлияли на ее творчество семья и академическое образование, а также поделилась полезными советами по облегчению творческого процесса.
Текст подготовила: Катерина Буто
Фото: Алена Дроздова
О трех поколениях художников в семье
Расти в семье, где три поколения художников: бабушка и дедушка, мама, дядя, двоюродный брат – это постоянно тянуться и стремиться к прекрасному. Творческая атмосфера дома, множество инструментов для художественной работы – это все заостряет ум в определенном направлении. На стенах висели мои рисунки, бабушкины пейзажи с пленэров, мамины работы. Искусство находилось так близко, что было невозможно просто пройти мимо и не прикоснуться к нему. Я очень рада, что у меня есть такой фундамент, мне было очень легко с самого начала становиться на творческий путь. Я безмерно благодарна своей семье.
Я очень рада, что у меня есть такой фундамент, мне было очень легко с самого начала становиться на творческий путь.
Когда я была маленькая, как все дети перебирала разные профессии. Хотела быть и археологом, и хирургом, и пилотом, и ювелиром … А в первом классе поступила в музыкальную школу, потому что мама считала, что рисовать поначалу и она научит. Но сложилось так, что в четвертый класс я пошла в знаменитую 26 школу-лицей (сейчас Минская государственная гимназия-колледж искусств) и с искусством с тех пор никогда не расставалась.
Об учителях и обучении
Моим первым и главным учителем стала моя мама, художник-модельер Алена Владимировна Лось – более доброго преподавателя и строгого критика для меня представить сложно.
Безусловно, каждый человек на нашем пути учит нас чему-то, оставляет определенный след. Но больше не могу назвать конкретных людей – их одновременно очень много вокруг, но очень мало тех, кто оказывает по-настоящему большое влияние.
Обучение – это бесконечный процесс. Иногда какое-то предложение в книге, или случайное слово поможет решить какой-то вопрос, над которым долго бьешься. Информации вокруг столько, что только успевай смотреть и слушать.
Об образовании
Я закончила Белорусскую государственную академию искусств по специальности «декоративно-прикладное искусство», а после магистратуру и аспирантуру в области искусствоведения. И никогда не изменяла выбранной профессии. А только обогащала ее новыми знаниями, умениями, техниками и приемами. Это настоящее счастье – работать по профессии и любить то, что ты делаешь.
Это настоящее счастье – работать по профессии и любить то, что ты делаешь.
Правда, в какой-то момент понимаешь, что невозможно объять необъятное: от одних задумок или проектов нужно отказываться, так как они съедают много времени, другие не приносят ожидаемого результата или удовольствия. А иногда нужно думать и о окупаемости работы. Поэтому в какой-то момент я остановилась на таких видах деятельности: графическом дизайне в сфере упаковки, прикладном искусстве – “ювелирном текстиле”, искусствоведению в сфере моды, а также графике и акварели.
Мое творчество делают особенным профессионализм, а также самобытность подхода к работе. Некоторые мастера гордятся тем, что проходили определенные курсы и мастер-классы у конкретных преподавателей – у меня же обратная ситуация. Я владею техниками и имею классическое художественное образование. А остальное рождается в моей голове, а руки делают. И на самом деле с такой подготовкой не важно, чем ты занимаешься, – дизайном косметической продукции или созданием текстильных брошей. Конечно, технически это разные сферы деятельности. Но искусство остается искусством.
О творческих достижениях и увлечениях
Моя мама всегда шила, рисовала, красила ткани. В свое время настоящим фурором были ее расписанные юбки – они продавались в художественной галерее в центре города, и за ними стояла очередь. Поэтому самые разные ткани, тесемки, ленты, пуговицы – этого богатства было дома в безграничном количестве. Мама говорит, что я в 2 года могла сидеть и нанизывать пуговицы на нить – бусы делала.
Я попробовала все, что меня интересовало: графику – с третьего курса оформляла книги; куклы, а это и скульптура, и одежда, – сама и вместе с мамой выполнила не один комплект кукол для театра “Батлейка”. Кстати, этот театр, который в свое время восстановил мой дядя Алесь Лось вместе со своей женой Евгенией Лис, тоже стал очень важным этапом в моем становлении. Я много лет играла в “Батлейке”, это невероятный опыт и ощущения. А однажды я даже снялась в кино, только мне совсем не понравилось. Но воспоминания остались позитивно-романтические, и фильм получился хороший – “Реформатор”, о Антоние Тизенгаузе.
Но чем дальше, тем больше я понимала, что мне наиболее импонирует работа руками, нравится создавать изделия небольших размеров с элементами скульптуры – так я и пришла к своему “ювелирному текстилю” – брошкам-птицам.
Но чем дальше, тем больше я понимала, что мне наиболее импонирует работа руками.
Я была бы не я, если бы периодически не хваталась за различные необычные проекты – но в последнее время самой главной моей работой стал сын. Поэтому даже птицы делаются с его согласия – если он хочет поиграть, то все дела откладываю.
О творческом процессе создания брошей-птиц
Мой творческий процесс – в первую очередь, это задумка, и чаще всего, давняя. Идей всегда много, но до реализации доходят считанные единицы, да и на них не хватает времени.
Если рассказывать о брошках-птицы, то условно могу разделить свои изделия на две категории по технологическим и тематическим особенностям. В первой находятся колибри, а во второй – все остальные птицы. Обе категории начинаются с выкройки “тушки”, а уже дальше начинаются расхождения.
Колибри имеют более фантастическую окраску – я придерживаюсь формы настоящей птицы, но не ее цветов. Схема действий с колибри такова: подобрала нитки – вышила крылья – сделала клюв – вышила голову – пришила хвост – пришила крылья. В какой-то момент такой работы чувствую, что думаю обо всем на свете – а руки работают.
Совсем иначе происходит с остальными птицами. Сначала выбираю породу, ищу и рассматриваю их изображения, чтобы почувствовать характер в цвете и позах. Рисую эскиз-выкройку. Сшиваю “тушку”, если нужно делаю острый клюв (но это не для всех, зависит от модели). А дальше самый любимый этап. С тех материалов, которые у меня есть, – пайеток, бисера, лент, кристалликов, кружев – подбираю по цвету и фактуре максимально соответствующие природному оригиналу. Понятно, что без художественной стилизации невозможно, но основу не теряю. Потом начинается интересное – “художественный инжиниринг”. Каждая птица, как сложная математическая задачка, – нет общего решения для тукана, воробья и амадины, нужно его находить на месте и по факту. У меня буквально 3-4 птицы стали повторами, для которых я разработала схему, все остальные – “живопись а-ля прима”, даже самой сложно повторить.
О техниках работы
Техники творческой работы – это инструменты. Чем больше их знаешь – тем легче и интереснее создавать изделия. Я не использую определенные техники в чистом или “академическом” виде, а подчиняю их своим потребностям. В вышивке часто обращаюсь к глади. На крыльях колибри она двусторонняя, и это самый медленный по времени выполнения элемент – 1-2 дня на одну пару крыльев.
Вышивка пайетками тоже имеет много нюансов – до некоторых приемов дошла сама, а некоторые увидела в готовых изделиях, поняв, как это делается.
Есть прием, который я сама придумала из проволоки и ниток, когда изобрела брошь-велосипед. Сейчас это могут быть лапки, рожки и др.
О сложностях и правилах
Сложно, если хочешь спать и вышивать одновременно. Если болят исколотые пальцы, а наперстком так и не пользуешься, хотя и сделала себе особый – а все равно не удобно. Зато можно таскать у ребенка обезболивающую мазь для зубов 🙂 Сложно вышивать бисером / пайетками, когда сыну хочется посмотреть, а что там на столе.
Я даже выработала определенные правила, чтобы облегчить творческий процесс:
- С какого ящика (полки, пакета) взяла что-то, туда же и положи.
- Одновременно более трех наборов материалов для работы с брошкой собранными не держать.
- Работать только над одной брошью, по завершении положить все на место и убрать материалы, и только после этого начинать следующую.
- За пределы рабочего подноса (работаю на подносах с бортиками) не выходить.
- Бисер/пайетки открыть, насыпать, использовать, собрать, закрыть – причем одновременно более 2 цветов не открывать.
И, пожалуй, главное: не понравилось, подвел материал, сомневаюсь в процессе – переделать сразу. Да и вообще, уверена, если есть какая-то проблема или сложность – значит я где-то ошиблась, или чего-то не знаю – работа должна идти легко и с удовольствием.
О режиме и планировании
Мое расписание времени сейчас диктует ребенок, а до декрета это делал работодатель. Все расписано по часам, а если учитывать, что я люблю поспать и поздно ложусь разве что в редких случаях, то такой режим учит делать все с невероятной скоростью и качеством – ведь нет ничего более неприятного, чем переделывать.
Всегда делала себе списки планов, очень люблю вычеркивать из них сделанные пункты. В последнее время даже составляю списки для походов в магазин за продуктами – голова забита таким количеством мыслей и информации, что можно забыть, что надо. Но и тут у меня подход творческий. Планы – это только пунктирная линия до цели, а в каком порядке я все выполню – это зависит от настроения и других обстоятельств. Мы же не роботы.
Планы – это только пунктирная линия до цели, а в каком порядке я все выполню – это зависит от настроения и других обстоятельств.
Найти баланс между творчеством и семьей сложно. Когда я с семьей – стоит работа, если в творческих мечтаниях – семье не хватает моей внимания. Поэтому беру себя за шкирку и по часам управляю своим временем. Тотальный контроль за своей персоной – внутренняя диктатура, которая очень помогает.
О продвижении и заказах
Основной площадкой контактов с покупателями до недавнего времени была только выставка “Млын”, потом добавились модные маркеты – очень люблю видеть, как люди в живую меряют, выбирают, обсуждают изделия. А с прошлого года я наконец зарегистрировалась в Instagram.
Я создаю изделия по своему желанию и настроению, но делала и на заказ. И у меня здесь только позитивный опыт – меня спрашивали или о особой цветовой гамме, или о конкретной породе птицы или зверя, оставляя остальное на взгляд автора. И я бы, наверное, не бралась за работу, которую хотят сделать моими руками – без участия меня как автора.
Об вдохновении и мечтах
Самая сложная для меня тема – это вдохновение. Где я его беру, как храню, складирую и что делаю, когда запасы заканчиваются? Сложна тем, что нет у меня универсального рецепта, а есть только недостаток времени на все задумки, стремления, планы, проекты, эскизы и зарисовки. У художников тренированный глаз, красивое можно найти во всем, а увиденное подтолкнет к новым задумкам и действиям. А для сохранения “прекрасного”, кстати, есть классная программа Pinterest, и если не хватает “питания” для глаз, очень помогает.
Если вдохновение работать исчезает, нужна смена деятельности чтобы немножко переключить ум, а также разобраться в причинах ступора. Может оказаться, что что-то не получилось, как хотела, – значит, надо переделать. Возможно, закралась ошибка (в форме, подборе цветов) – значит, распороть и сделать заново.
А мечта у меня одна – охватить необъятное. Все успеть, все сделать, быть классной мамой и супер-художником – а значит работать и самосовершенствоваться. И чтобы времени на все хватало!
(с) ALOVAK